ТОП 15 ПРАВИЛ МОНТАЖА ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Онлайн школа
по видеомонтажу

21.07.2021

НАШИ КОНТАКТЫ

Профессия инженера видеомонтажа довольно специфична и требует особых навыков. Специалист должен обладать как знаниями в технической области, так и творческими способностями. В итоге непонятно, какие именно умения понадобятся видеомонтажеру в той или иной ситуации.

Далее мы рассмотрим более подробно основные правила и принципы, по которым выполняется качественный монтаж видео.

Что нужно перед началом

Без соблюдения правил вся ваша работа по видеомонтажу превратится в бессмысленную трату времени с последующей потерей мотивации и желания что-либо делать в этом направлении. Итак, чтобы стать хорошим инженером видеомонтажа, вам потребуется:

  • мощный ПК для удобной работы;

  • хорошая программа для обработки видео;

  • готовность к самообучению;

  • клиенты для получения практического опыта.

Что точно не подойдет для работы по видеомонтажу, так это ноутбук. Даже MacBook последней версии - слабая «железка», будет постоянно перегреваться и тормозить. Для серьезной работы лучше использовать сервера либо очень мощные системные блоки. Особые требования к процессору и оперативной памяти. Также, собирая ПК для работы, не поскупитесь и на объемный жесткий диск. Что касается программ, выбирайте Sony Vegas, Adobe After Effects, Adobe Photoshop, Adobe Illustrator и Adobe Premiere. Для работы по видеомонтажу весь этот софт пригодится.

Нет лучшего образования, чем самообразование. Вы, конечно, можете заплатить большие деньги и получить диплом о высшем образовании в любой стране мира, однако это дорого и, отчасти, бесполезно. С головой на плечах можно научиться чему угодно, и видеомонтаж не исключение. Софт можно изучать не только методом «научного тыка», но и с помощью обучающих курсов. Усвоив основы и некоторые особенности, вы сможете на подсознательном уровне генерировать интересные идеи.

Параллельно с изучением софта, важно практиковаться и экспериментировать, повышая личную эффективность и профессионализм. Первые видео можно загружать на стоки либо в блог и отслеживать реакцию зрителей. В то же время сформируйте портфолио для поиска несложной работой и выполняйте ее бесплатно. Это послужит вам хорошим опытом и наработкой авторитета.
3. Удаляйте скачки и рывки в видеоряде

При выборе каких-то самых лучших фрагментов из видео, стоит быть предельно аккуратным. Например, может получиться следующая неловкая ситуация: первый кадр показывает человека, который поднимает правую ногу, а в следующем кадре он уже поднимает левую. В такой ситуации зрители могут увидеть скачок, потому что определенный участок кадра был попросту удален. Когда вам нужно определенную часть ролика вырезать, не лепите их вместе, вставьте между ними специальные перебивочные кадры.

Бывает, что во время монтажа интервью необходимо вырезать неудачный кадр или сказанную фразу.
В таком случае съемка на несколько камер будет как нельзя кстати, вы можете использовать фрагмент
с другого ракурса. Однако, если съемка велась одним устройством, такой скачок перекрывается нейтральным кадром. Так, например, вы сможете акцентировать внимание на каких-либо интерьерных деталях помещения или лицах зрителей, которые были сняты заранее.

Но если этот вариант по каким-либо причинам недоступен, тогда придётся применить специальный видеопереход. Стоит помнить, что это плохой вариант, и применяется он в случаях крайней необходимости. Под таким переходом подразумевается наложение различных эффектов для прикрытия скачка. Создаются
в специальной программе, которая может выполнять плавный вариант перехода в виде микса или cross dissolve, а также переворачивать страницу, производить вытеснение одним кадром другого и т.д. Не забывайте, что аудиодорожка должна быть непрерывной, а перебивкой вы закрываете только плохой кадр.

2. Меньше вырезайте, больше стройте

Многие новички видеомонтажа создают проект с полностью забитой таймлинией, затем пытаются ее сократить, чтобы найти стоящие кадры. Такой подход не самый эффективный, и вероятнее всего, вы получите посредственный материал.

Объясняется это тем, что на сокращение требуются затраты энергии, в итоге вы ее попусту растрачиваете. Рекомендуется продумывать сцены с самого начала и выбирать только хорошие кадры. В результате вы сэкономите свое время, а монтируемая история получится более интересной.

1. Монтируйте короткими кадрами

В среднем продолжительность каждого кадра составляет 5 секунд. Однако, если брать в расчет телевидение, где в основном применяются динамические кадры (то есть постоянно происходит какое-либо движение) – средняя продолжительность уже 3 секунды, либо статистический вариант кадра (в котором не происходит ничего и показывается, например, табличка с какой-либо надписью) – около 2 секунд. Как можно увидеть, продолжительность кадров в этом случае намного меньше. Однако это касается исключительно телевидения, так как здесь применяются небольшие сюжеты, в которые вмещается большое количество информации.

Нас больше интересуют пятисекундные кадры. Объясняется это особенностью человеческого восприятия – к действиям, продолжительность которых больше 5 секунд, зритель постепенно утрачивает интерес. Однако данное правило не стоит принимать как догму, много известных режиссёров, таких как Тарковский, Феллини или Иньярриту в своих картинах применяли длинные кадры, с продолжительностью в несколько минут. То есть, если вы считаете, что большая длительность уместна в конкретном случае, тогда не стоит зацикливаться на 5 секундах и оставлять как вам нравится.

6. Ориентация в пространстве как один из важных факторов

Выполняя монтаж любого видео стоит помнить о пространственной ориентации. Так, например, во время съемки беседы нескольких людей, не стоит ставить рядом с ними кадры, в которые входит разноплановая съемка. В противном случае зритель может потеряться в пространстве.

Однако не стоит путать данную ситуацию с той, когда выполняется поочередная съемка разговаривающих людей. Это не означает, что снимать необходимо исключительно с одной стороны, так как самое важное при монтаже кадров – это чтобы они не были соседствующими. Такой переход должен производится при помощи крупного плана объекта видеосъемки.

5. Добивайтесь единства картинки и звука

Если во время обсуждения о миграции птиц фламинго будет проведена демонстрация слонов, зрители будут плохо воспринимать информацию, переданную закадровым голосом. Данное явление относится к ножницам аудиовизуального типа коммуникации. При расхождении двух информационных элементов в разных направлениях их попросту невозможно воспринять. Поэтому стоит проводить видеомонтаж, накладывая звук и изображение таким образом, чтобы подаваемая информация зрителю была понятной.

4. Формируйте стыки между соседними кадрами

Формировка стыков требует понимания принципов их образования между соседствующими кадрами. При выполнении монтажа необходимо учитывать две задачи, которые немного противоречат друг другу, а именно:

  • все стыки обязательно должны быть незаметными для зрителей;

  • при помощи стыка необходимо акцентировать внимание зрителя на какой-либо детали.

Однако, чтобы полностью понять принцип формирования стыковки кадров, стоит изучить такое понятие как «план». Под планом подразумевается масштаб производимой видеосъемки, а также выбор размеров объекта съемки.
    Наиболее часто можно встретить упрощенный вариант градации, который относится к общей, средней и крупной съёмке. К главным правилам видеомонтажа относят учет плана или попросту говоря монтаж по определенной крупности. Согласно практическим исследованиям, человек лучше воспринимает те кадры, монтаж которых произведен при помощи крупного плана 2-ого типа или среднего плана 2-ого типа, а также среднего плана 1-ого типа и съемки в общем плане. Планы, которые имеют схожую крупность, могут попросту вызывать ощущение рывка кадров, что несомненно сказывается на общем восприятии картины.

    К исключениям относят стыки кадров и крупный план, а также дальний и общий план. В таком случае неприятных ощущений не возникает. Также зрители могут плохо воспринимать стыки, расположенные между кадрами, которые имеют большие различия по крупности. Например, такие случаи, как переход с определенного акцента на общий план съёмки, в результате зритель может попросту потерять объект, на котором он сфокусировал свое внимание. Применение обратного перехода с дальнего плана на акцент формирует ощущение, что был осуществлен зрительный бросок.
    1. Акцент на определенной детали – например, на руке снимаемого человека, его глазах, ювелирных изделиях, часах и т.д.
    2. Крупный план 1-ого типа – запись лица в полный экран.
    3. Крупный план 2-ого типа – съемка лица и шеи.
    4. Средний план 1-ого типа – съемка человека до пояса.
    5. Средний план 2-ого типа – до колен.
    6. Съемка в общем плане – производится полная запись человека с учетом небольшого расстояния над головой.
    7. Съемка в дальнем плане – персонаж слабо узнаваем.
    Обычно выделяют следующие разновидности планов:

    ПРОГРАММУ КУРСА

    ОСТАВЬ ЗАЯВКУ
    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь
    на обработку персональных данных

    мы отправим программу в Telegram
    ПОЛУЧИ ПОЛНУЮ
    9. Иногда полезно сбивать зрителей с толку

    Вы можете применять показ каких-либо вещей крупным планом, которые совсем не имеют значения, или осуществлять переход на общий план, для того чтобы дать зрителям возможность формирования самостоятельных выводов. Помимо этого, можно утаить от аудитории некоторую информацию, не показывая зрителям чувств героя.

    Данные инструменты помогают сделать монтируемое видео спонтанным. Рассказываемая история должна быть максимально реалистичной, но при этом непредсказуемой.

    8. Применяйте правильное освещение

    Одним из важных пунктов в видеомонтаже является, конечно же, освещенность. Именно она оказывает сильное влияние на восприятие зрителя, особенно в тех случаях, когда кадры имеют большую разницу в экспозиции.

    При необходимости перехода кадра от более яркого к затемненному, следует применить между ними нейтральный кадр, который сделает переход более мягким.

    7. Не забывайте про акценты

    Каждый кадр должен привлекать к себе внимание зрителя. То есть во время перехода вы должны сказать зрителю: «Этот момент важен». Возможно вы слышали рассуждения Финчера о важности съемки крупным планом: «Всякий раз при переходе на крупную съемку зритель думает, что так было задумано, и это важно». Отсюда, съемка крупным планом – важная часть видео, независимо от того, является это на самом деле таковым или нет. Но стоит помнить, что таким образом вы можете попросту утомить внимание зрителя, показывая ненужные вещи.

    12. Принцип вечеринки поможет обратить на себя внимание

    Стоит приходить слишком поздно и уходить рано, что несомненно можно отнести к вечеринке. Лучше всего делать короткие сцены – следует забыть о слишком длинном начале и постепенно затухающем конце. Вы должны врываться в действие в тот момент, когда оно становится наиболее интересным.

    Если вам удастся поддерживать зрителя в напряжении и не давать ему время на отдых, он не сможет догадаться, что произойдет дальше. Однако при наличии потрясающих экспозиционных моментов, которые помогают раскрывать персонажа и погрузиться в историю, стоит забыть о данном правиле.

    11. Необходимо довериться инстинктам

    В первую очередь стоит прочувствовать свой проект. На данный момент не существует точных правил, которые подскажут вам, когда производить склейку видео. Поэтому вы сможете делать ее исключительно по своим ощущениям. Монтажер принимает все свои решения на интуитивном уровне. В результате, чем больше опыта, тем больше стоит доверять своим профессиональным эмоциям.

    Ваше творческое чутье, будет откликаться на конкретные вещи, которые относятся к визуальным чувственным реакциям. Не стоит бояться формировать склейку в том месте, где кажется, что ей нет никакого логического объяснения. В результате вы будете делать то, что является правильным исключительно для вас.

    10. Выполняйте ориентацию на глаза

    Глаза человека, а именно их движение, помогут определиться с направлением монтажа. «Моргание говорит о наших мыслях и реакции на происходящее вокруг», — как сказал Уолтер Мерч, который является монтажером фильма «Апокалипсис сегодня» и автором известной книги «В мгновение ока». Иначе говоря, вы можете применять во время монтажа моргание людей, в особенности это касается талантливых актеров.

    Так, данный принцип удобно использовать для определения места склейки. Специалисты рекомендуют нажимать на кнопку «стоп» ровно перед тем, как герой моргнет. Это поможет связать вашу реакцию с реакцией актера на своего персонажа.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Следуя представленному своду правил по видеомонтажу, даже новички смогут постепенно освоить эту непростую профессию. Применяя на практике полученные знания, впоследствии вы будете монтировать на интуитивном уровне. Однако не стоит забывать о том, что монтажер должен постоянно совершенствоваться и улучшать свои навыки, поэтому время от времени нужно интересоваться новыми правилами и принципами качественного монтажа.

    15. Не увлекайтесь эффектами

    Теперь мы поговорим о таком важном моменте, как чувство меры. Начинающие монтажеры могут накладывать слишком много различных эффектов, переходов и попросту применяют их везде, где только можно. Новичкам всегда кажется, что большое их количество влияет на профессиональность и солидность фильма. На самом деле все совсем наоборот. Настоящий профессионал видеомонтажа никогда не применит слишком много эффектов, так как считает, что этим можно показать дурной тон.

    Видео должно передавать определенную информацию, стыковка кадров осуществляется незаметно, так как зрителя не стоит отвлекать на ненужные моменты. Резкие переходы способствуют рассеиванию внимания зрителя. Поэтому перед переходом можно подчеркнуть момент смены событий (новая глава, этап и т.д.) только тогда, когда это является уместным.

    Еще к одному примеру «мастерства» относят фильмы, посвящённые линейке на последнем звонке в школе. В начале снимают панорамно учеников и их родителей, а сверху сыплются золотистые искры. Монтажер думает, что такое решение самое эффективное и красивое, однако разглядеть лицо какого-либо ученика просто невозможно. Помимо этого, в самом волнительном моменте фильма можно увидеть огромную анимацию колокольчика, который раскачивается и опять же закрывает все лица.

    Такие эффекты вряд ли оценят родители учеников, так как они хотят рассмотреть своих детей, а не спецэффекты. Другой вопрос если вы монтируете рекламу, шуточные видеофильмы или видеопоздравление, здесь это будет смотреться эффектно и уместно.

    14. Монтируйте с учетом направления движения основной массы в кадре

    Что понимают под словами «движущаяся масса» при монтаже кадров? Давайте рассмотрим все на простом примере. Был снят кадр статичного типа, фоном для которого послужил лес и на нем идет какой-либо человек. По контуру его фигуры все видимые элементы выполняют перемещение по экрану в соответствии со скоростью движения.

    Не отдельно любая из частей тела или любых других элементов, а именно все перемещается одновременно. Зритель воспринимает все таким образом, что вначале выхватывает объект, который движется. Обычно взгляд непрерывно сопровождает именно его. В результате голова, кисти рук, ноги, брюки, пиджак представлены в виде движущейся массы, которые попросту занимают небольшой участок экрана.

    13. Выполнение монтажа по цвету

    Общая трактовка плавности переходов при цветовых изменениях в кадре имеет одно несложное правило: в предыдущем кадре обязательно должно быть цветовое пятно, занимающее собой треть площади рамки кадра. Такое решение является естественным и логическим для зрителей, а также заполнит цветом всю площадь для следующего кадра.

    чтобы перейти на страницу с уроком
    Нажимая на кнопку, вы соглашаетесь
    на обработку персональных данных

    ОСТАВЬ ЗАЯВКУ

    ПОЛУЧИ БЕСПЛАТНЫЙ УРОК

    в Adobe Premiere Pro

    КОНТАКТЫ

    Онлайн школа
    по видеомонтажу

    © ИП Гилязов Р.А.
    ИНН 164600347362 ОГРНИП 317169000077119
    Использование текстов, изображений и видео с данной страницы без разрешения Рушана Гилязова запрещено.
    ССЫЛКИ
    НАШИ ПРОЕКТЫ
    Курс по анимации в Adobe After Effects